понедельник, 8 декабря 2014 г.

Norway weekend trip (May 2014)


Для человека, посетившего 52% Европы и увидевшего большую часть основных достопримечательностей и видов, которые стремятся посетить не искушенные путешественники и туристы, сложно было что-то найти в пределах этого клочка карты, именуемым «Европа».
И правда, после десятка раз становится скучным алгоритм: «это карта города, вы находитесь здесь, это Старый город, посетить стоит это и то», даже если вы разбавляете такие поездки знакомствами с местными жителями и открытием нетуристических мест в городе, в котором находитесь. В какой-то момент начинается сравнение, противопоставление и даже чувство скуки и не убиваемого «где-то это уже было» или «как-то все одинаково».

Что я знала о Норвегии до поездки ? То, что страна находится в Скандинавии, что зима умеренная, а лето – прохладное, и, что немаловажно, что это самая дорогая страна Европы. Дороже Швейцарии и всех тех мест, где я когда-либо была. Не пугала до того момента, когда я не стала изучать этот вопрос в Норвегии. Любые суммы по моим запросам, выданные мне интернетом и блогами людей уже побывавших там, ужасали, а надежда на посещение этой страны в ближайшие N лет гасла с каждым новым поиском. Параллельно с изучением темы «Как же съездить в Норвегию, не продав ни одного органа своего тела и не будучи миллионером» я смотрела фотографии, что же представляет из себя эта страна, и тут уже ноги подкашивались от тех видов, которые завораживали и манили. Фьорды и горы.


На протяжении всей своей жизни я сохраняю правило: «Желающий ищет возможности, а не желающий – причины». Главное, захотеть. Собственно, так и вышло. При более детальном изучении возможностей попасть в эту страну и насладиться ею, их открывалось все больше и больше

Ниже я опишу нашу поездку и дам краткий инструктаж для людей, которые так сильно горят желанием посетить хотя бы кусочек этой страны, готовы идти на некоторые ущемления ради этих видов, но все же не знают, как подступиться.
Оговорюсь, это не было полноценным  путешествием, это была поездка на выходные. Находясь в Польше – это сделать несколько легче, чем выезжая из России, Украины или Белоруссии (по времени и затратам). Однако, думается мне, что данную поездку можно использовать, включив ее в ваше полноценное путешествие по Европе, открыв для себя то, что неизведанно и притягивает.
За выходные в «самой дорогой стране Европы» мной было потрачено около 70-80 евро на все-все-все (все билеты, как авиа, так и паромные переправы, питание на протяжении 4х дней), при использовании всех цен по тому же маршруту – выйдет около 100. Было проведено два полноценных дня в городе Ставангер и на плато Прекестулен. Повторять или нет – пусть каждый решит после прочтения данного текста.

Пункт первый. Перелет
Отправной точкой был Вроцлав. Слава тому, кто придумал лоукост компании, которые так успешно летают по Европе. Основных, которые летают действительно дешево две – Ryanair и Wizzair. Разница их в том, что первая летает практически из всех городов Польши, но до Осло, вторая – до основных городов Норвегии, куда едут, чтобы посмотреть фьорды (Осло, Ставангер и Берген), но вылеты из Катовице и Гданьска (польские города). Отличия также и в допустимом багаже, которые можно взять бесплатно на борт: у Ryanair – это чемодан для ручной клади, у Wizzair – это небольшая сумка или рюкзак, за чемодан уже нужно доплачивать (по опыту скажу, что рюкзака/сумки достаточно на выходные). Маленькая подсказка для тех, кто в Польше, как я, не живет – оставьте свой багаж в отеле/хостеле/месте, где вы останавливаетесь в Гданьске/Катовицах (обычно на рецепции за это не берут никакой дополнительной платы и очень спокойно к этому относятся) и летите навстречу лучшим приключениям в вашей жизни.
Мы выбрали компанию Wizzair. Вылет Катовице-Ставангер, прилет Ставангер-Гданьск. Из Вроцлава до Катовиц и из Гданьска до Вроцлава добирались автобусом компании PolskiBus.
Если жизнь и хотела поиздеваться над нами перед попаданием в природный рай (или проверить, насколько сильно в нас желание посмотреть чудеса Норвегии ?), то она сделала это с особой тщательностью. Погода в тот день была, не сказать, что плохая, мало сказать мерзопакостная. Автобус до Катовиц опоздал на полтора часа, по дороге было множество аварий, ветер завывал, а ливень не прекращался; далее из-за опоздания первого был пропущен автобус до аэропорта, который планировался изначально. В аэропорту во время visa-check нас буквально ошарашили новостью, что вылет наш из Кракова, при том, что первые две минуты девушка на стойке регистрации не могла связно объяснить – это наша ошибка, и мы чего-то не знаем о соответствии названий аэропортов городам или это влияние погодных условий и магнитных бурь. Пара часов ожидания и переезд (казалось бесконечный) до Кракова (Wizzair предоставил автобус). Пара часов ожидания в аэропорту Кракова. Лимит позитива был уже исчерпан (вместо 4 часов дороги мы провели 12, но самым обидным было, что мы до сих пор находились в Польше, и когда окажемся в Ставангере никто не знал). В какую-то секунду хотелось все бросить, развернуться и доехать обратно до Вроцлава, лечь спать и забыть об этом дне. Попеременно мы поддерживали друг друга, останавливая эти порывы.
Маленькая заметка для людей едящих/пьщих/курящих – покупайте все, что вам необходимо по максимуму на территории DutyFree и имеющихся в аэропорту магазинчиков, даже если вам кажется, что это дорого по сравнению со всей остальной Польшей. Когда люди говорят и пишут, что в Норвегии дорого – так и есть. Для неверующих – пачка сигарет из 20 штук стоит 140-160 NOK, любителям пива придется раскошелиться от 10-15 евро за бутылку, баночка колы от 3 евро (в супермаркете), цены на продукты кусаются еще больше.
В Ставангере мы оказались в 00:30. Как проходил полет я не помню, потому что все 2,5 часа мы проспали.
Равно как и обратный полет после интенсивных выходных. С различиями, что аэропорт в Ставангере больше раз в 5, чем в Кракове и пропуск на борт самолета, когда мы возвращались, открылся минута в минуту, как указывал билет (почему акцентирую на этом внимание, т.к. за использования лоукостов, встречаю такое впервые).
Немного о ценах (курс на момент бронирования 1 zl = 11.3549 руб)
  • Вроцлав – Катовице = 10 злотых (+1 злотый за резервацию)
  • 2 автобуса в Катовице = максимум 10 злотых за оба билета
  • Катовице – Ставангер = 34 злотых
  • Ставангер – Гданьск = 54 злотых
  • Гданьск аэропорт-город = 3,5 злотых
  • Гданьск – Вроцлав = 30 злотых (+1 злотый за резервацию)

Итого: 143,5 злотых за дорогу

Сайты:
http://jakdojade.pl/ (расписание общественного транспорта в Польше)

Пункт второй. Из аэропорта в город и обратно
Не забудьте на выходе из аэропорта взять бесплатные карты и путеводители – красочные, яркие, на любом языке.
Далее все очень просто – из аэропорта до города ходит автобус №9. Его цена 35 NOK в одну сторону, автобусная остановка слева от выхода. В нашем случае усложнилось все тем, что к моменту прибытия в 00:30 последний автобус уже ушел.
Паниковать не было смысла – ездить автостопом по Норвегии очень удобно и безопасно, в любое время дня и ночи. С момента прилета мы это и стали практиковать. Главное, не задерживаться после выхода из аэропорта, чтобы не упустить машины, следующие в город. Если вы стоите спиной к выходу, пройдите правее к развилке (около 2-3 минут) и начинайте «ловить». Когда машина останавливается, текст очень простой: «Здравствуйте, я еду автостопом до Ставангера, если вы едете туда же – возьмите меня с собой, пожалуйста» и прочие вариации на ваше усмотрение.
Мы стояли 1,5 минуты прежде чем нас «подобрали» и довезли до дверей дома, где мы жили следующие два дня.
На обратном пути мы снова воспользовались автостопом. (Внимание! Если вы хотите воспользоваться автостопом ДО аэропорта, обязательно оставляйте запас времени, чтобы в случае неудачи успеть добраться на общественном транспорте). Для этого необходимо было выйти ближе к автостраде (highway), следующей на юг. Тут уже два варианта – попросить водителя вывезти вас на эту самую автостраду и там ловить машину до аэропорта, либо напрямую до аэропорта. Возможно, нам повезло, но через 7-10 минут остановилась машина, водитель следовал в маленький городишко с непроизносимым названием на юге страны и без проблем довез нас до дверей аэропорта, где два дня назад мы приземлились в предвкушении неповторимой встречи с природой.
Итого: 35 NOK*2 = 70 NOK или бесплатно (1 NOK = 5.8509 руб)

Пункт третий. Проживание
Воспользовавшись сайтом https://www.couchsurfing.org/ мы нашли прекрасный и интересный хост. Михау переехал в Ставангер из Щецина (Польша) и работает архитектором. Он снимает комнату в типичном норвежском доме в 15-20 минутах пешком из центра. В доме кроме него живут – девушка Сильвия из Польши, молодые люди из Украины и Испании. Честно, могу отметить, что это был один из самых гостеприимных хостов, что я встречала.
Для нас была выделена отдельная комната со всем необходимым.
Норвежские дома требуют отдельного описания. Запах свежего дерева, большие окна, настоящий камин, простота и уют.
Для тех, кто никогда до этого не пользовался данным сайтом, лишь один совет – не бойтесь, это расширяет границы вашего круга общения и просто мыслей. Главное, выбирать хост тщательно и по интересам; тогда, все получится.


Пункт четвертый. Еда и напитки
Так как в Норвегии мы провели субботу (на которую пришелся национальный праздник) и воскресенье, когда априори большинство магазинов не работает, я не смогу дать точную характеристику цен. Единственный супермаркет, открытый на наше счастье, предлагал средний выбор продуктов. Из того, что позабавило – был отдел с русскими продуктами – чак-чак, сгущенка, тульский пряник, пшенка и гречка российского производства. По наблюдениям отмечу, что доступными (в сравнении со всем остальным) выходят – пасты, крупы, рыба и морепродукты.
Воду можно и нужно пить из-под крана, в горах из источников и везде, где только можно найти. Для меня, как для человека, постоянно борющегося с самим собой на предмет выпивания ежедневных двух литров воды в день, в Норвегии такой проблемы не возникало. Вода вкусная и мягкая.

Пункт пятый (самый важный) – Моя Норвегия или как это стало реальностью


Мы были счастливчиками. Все два дня стояла солнечная погода, а температура не опускалась ниже +18-20 градусов.
Ставангер – это нефтяная столица Норвегии, четвертый по величине город, расположенный на юго-западе страны, рядом с которым находится Люсе-фьорд. Посещая последний, путешественники чаще всего отправляются на прогулку по фьорду, плато Прекестулен и гору Кьераг.
У нас в запасе было два полных дня, поэтому решено было первый день посвятить городу и погружению в местную культуру, а во второй совершить хайкинг на плато Прекестулен.


Первый день обернулся для нас настоящим подарком, потому что 17 мая в стране проходит национальный праздник – День Конституции и Независимости Норвегии. 


Этот день один из важнейших дней в жизни норвежцев и отмечают его все – от мала до велика. С самого утра и до вечера в городе проходят парады. Потрясающая связь с прошлым, жители в национальных костюмах, несут флаги, идут группами, представляя регионы страны, школы, университеты, оркестры, спортивные секции, студии и местные компании. Все они встречаются под бурные аплодисменты зрителей с двух сторон улицы. 


Приятно глазу видеть тот факт, что Норвегия (в частности Ставангер, по которому я сужу) очень интернациональная страна. Здесь можно встретить людей отовсюду. Рука об руку, плечом к плечу здесь шагают взрослые со всего мира и малыши норвежцев и выходцев из Африки, Индии, Малайзии и других стран и континентов. 


Здесь не удивишь кого-то тем, что ты гей или из мусульманской страны, что у тебя розовые волосы, ты носишь сари или ты – метросексуал. Мы познакомились с девушкой – Софи, ей 17 лет и она из Омана. В своем юном возрасте по программе обмена школы она сменила уже четыре места обучения. Ставангером и жизнью в нем довольна, хоть и отметила, что многие ее одноклассники после пары месяцев проживания здесь начинают скучать (население не превышает 120000 человек).


Во время парада вдоволь можно налюбоваться национальными костюмами, которые называются «бунад». Шьются они индивидуально и на заказ, стоят около 30 тысяч норвежских крон, одеваются на особо торжественные случаи и их обладатели ими очень гордятся.
Вообще, хочется отметить, что дух патриотизма и гордости за свою страну витает в воздухе. Даже в XXI веке, когда кроме национального костюма, незаменимыми атрибутами выступают солнечные очки и смартфоны в руках, погружаешься в атмосферу тех столетий, а снаружи тебя обволакивает сплоченность народа.


Когда нагулявшись, мы остановились на пикник в парке у озера Бреиаватнет, что рядом с Кафедральным собором, стали невольными свидетелями следующей сцены: эмигранты, нелегально продававшие воздушные шары, были пойманы полицией, шары конфискованы и розданы детям бесплатно. Из таких замечаемых мелочей шаг за шагом складывалось мнение об этой стране.


Далее – Старый город с милейшими домами, порт, цветная улица, детская площадка рядом с музеем нефти, сделанная полностью из списанных запчастей, украшенная граффити, где можно вместе с детьми попрыгать на резиновых шарах и батуте или просто посидеть наверху конструкций и насладиться видом на пришвартованные яхты и как солнце скрывается за горизонт.


После многочисленных парадов все направляются в рестораны/кафе/на семейные ужины. Набережная переполнена людьми (особенно, это будет заметно на контрасте завтра, в воскресенье). 


Вечер перетекает в ночь, открываются бары и клубы. Молодежь, всё в тех же костюмах, уже отплясывает под популярные треки нашего времени. Весь праздник завершается к 4-5 утра, когда заведения закрываются, а улицы редеют и покидаются даже самыми стойкими особами. Еще один День Конституции и Независимости Норвегии позади.

Второй день. Прекестулен. Сколько фотографий было просмотрено, как хотелось, чтобы погода не подвела, внутри было полное спокойствие и умиротворение. Добраться бюджетно до Прекестулена очень просто: Ставангер – Тау - Ставангер  – на пароме (время в пути 40-45 минут, стоимость проезда 50 NOK в одну сторону), Тау – Прекестулен (начало пути) – Тауавтостопом (ок 10-15 км от паромной станции).


В 10 утра мы уже в порту (он в центре города), рядом с табличкой Тау (Tau), там, где остановится паром, который довезет нас до одноименной деревни. В разных постах я читала разную информацию о приобретении/не приобретении билетов, кто-то писал, что ходят специальные контролеры и билет покупается у них. Зайдя на паром, мы увидели кассу-кабинку с билетами, но никого внутри не было, до конца поездки никто не появился, 40 минут пути прошли незаметно, билет никто не продал, контролера не наблюдалось и мы отправились дальше.
Об автостопе – вы уже на пароме заранее можете договориться с теми, кто едет на  Прекестулен. Если нет, после выхода с парома поворачиваете направо и идете по трассе до заправочной станции (около 5 минут). Там-то и остановились местные жители, чтобы забрать нас на путь. Мы даже не успели поздороваться, потому что через секунду девушка спросила нас – «Прекестулен ?», в это же время перекладывая их рюкзаки в багажник. Доехали быстро, любуясь горами и видами. Завеса норвежской тайны начала приоткрываться.


Первое, что приходит на ум – красота ! Неописуемая красота. Перед подъемом открывается вид на фьорд, чистейшая вода, горы, домики, но мы знаем, что самый главный вид – впереди.


Путь наверх длился 2-2,5 часа, так как мы то и дело задерживались на «пофотографировать», обратно около 2х, так как мы остановились у озера, чтобы искупаться. Если вы обладаете хорошей спортивной формой и перед вами нет «тормозящих», погода вам улыбнулась и вы налегке, думаю, и за час можно уложиться.


Не скажу, что дорога сложная, но и легкой ее не назовешь. Много где читала про обувь, так вот – это действительно важно, независимо от погоды за окном ! И не только потому что в балетках/кедах вы можете подскользнуться и расшибить лоб, но и потому что ступни работают без остановки, в день трека вы ничего не почувствуете, но вот на следующий – ваша безответственность даст о себе знать. Учитесь на чужих ошибках ! 2-3 дня я не могла ходить в прямом смысле этого выражения.

Практически дойдя до вершины, с нами случилось небольшое «приключение». Продолжая подниматься и уже сгорая от нетерпения, мы все же не спеша шли, любуясь пейзажами, когда над нашими головами увидели вертолет, увидели высоко в небе. Какой же страх нас накрыл, когда он стал садиться прямо на нас !! Дальше все было как в кино – мы бежали, уворачиваясь от воздушных потоков, прыгая по траве в поисках высокого валуна, чтобы скрыться от настигающей опасности.


Через несколько минут выяснилась причина – женщина вывихнула плечо, и спасательная служба за ней прислала воздушную бригаду скорой помощи. Причина, почему вертолет не подавал до посадки никаких сигналов или оповещений, осталась не раскрыта.
Откинув все атакующие негативные мысли о несчастных случаях и плохих финалах, мы побрели дальше. И вот, через минут 15, перед нами предстал тот вид, который говорил: «Добро пожаловать, вы проделали этот путь не зря». А еще через пять мы просто, сломя голову, вбежали на плато и застыли. Это было неописуемо. Под это определение подходит все, что происходило в последующие несколько часов.


Когда ты сидишь на краю, а ноги висят над пропастью, а сердце стучит как бешеное – неописуемо ! Когда ты лежишь на спине, у края, а голова свешивается вниз, что через пару минут не понимаешь, где небо, а где вода – неописуемо. Тот чистейший воздух, которым пропитано там все вокруг – неописуемо. Все оттенки ярко-синего и лазурного вперемешку с зеленым – неописуемо. Закрыть глаза, сидя на вершине и поймать свою мелодию природы – неописуемо. То умиротворение, которое дает тебе энергетика этого места – неописуемо.


Когда мы были наверху, вокруг были разные люди – кто-то поднимался наверх лишь для пары щелчков камеры и фотографий «Я на горе», кто-то сидел подолгу, вглядываясь вдаль, думая о своем, кто-то устраивал семейные пикники, а кто-то загорал, кто-то, забравшись на гору рядом, скидывал валуны в воду, привлекая внимание, а кто-то распевал народные песни. Люди со всего мира, всех религий, наций и конфессий были собраны здесь и равны, все до единого равны перед силой природы.
Конечно, в идеале, в этом месте нужно оставаться одному и наслаждаться, но за неимением машины или палатки, нам предстоял спуск вниз. По дороге мы практически не разговаривали. Каждый думал о своем, слишком личном и глубоком.
Спустившись, оценив ситуацию на парковке, мы поняли, что пора поторопиться; машин было немного и практически все «забиты».
Вот на выезде у шлагбаума останавливается джип, двое молодых ребят открывают окно, перед тем, как мы сели в салон, диалог очень короткий:
- Привет, вы до Тау едете ?
- (перекинувшись парой фраз на норвежском) Мы в Ставангер.
- Мы автостопом, возьмете с собой ?
- Конечно, садитесь.
Ребята оказались местными, приехали на Прекестулен, чтобы показать это место своим друзьям из Америки, которые ехали в двух других машинах. Ехали они не до Тау, а до парома, который переплавлял машины и людей на другую сторону фьорда, а оттуда уже до Ставангера. На паромной станции был небольшой перерыв, поэтому у нас было время, чтобы познакомиться и пообщаться со всей компанией.


Паром обошелся в 28 NOK с человека, а дальше нам предстояла обзорная экскурсия из окон машины по местам, которые, возможно, мы бы никогда не увидели, если бы возвращались той же дорогой, которой и приехали. Домики, овечки, природа, горы и просторы, не верилось, что мы действительно это совершили. Ребята довезли нас до центра и пожелали всего наилучшего. Мы проводили закат на берегу, мысленно пообещав себе и городу вернуться, с сожалением того, что на следующий день в это время мы уже вернемся в не менее любимую Польшу.


Итоги
Два полных дня, столько людей, событий и мест. Такая непохожая ни на что Норвегия. Другая планета. Я не перестаю удивляться, восхищаться и поражаться тому, как много есть в нашем мире, как много всего нам предстоит открыть, сколько найти выходов и возможностей.
В первый день, возвращаясь домой из клуба, я обнаружила, что потеряла свой браслет с кулоном. Браслет важный и очень много значащий. Погоревав, я «отпустила», стараясь не привязывать себя к вещам, поблагодарив за то состояние, которое я здесь испытала. Вернувшись с Прекестулена на площадку, где мы так весело накануне прыгали на батуте и лазили по шарам я спокойно обошла все в поисках, но, так и не найдя, устроилась на батуте. И вот, как это бывает разве что в сказке, последние лучи солнца скользнули и осветили что-то блестящее под батутом. Сомнений не было – мой браслет. Вопрос был лишь в том – цел ли кулон и получится ли достать. Спасибо подруге - достала. Кулон повис на стороне, где не мог выскочить. «Мое - вернулось».
Я не могла надышаться и взять, как можно больше этого воздуха внутри себя. Насколько цельным все сделалось.